Классификация и виды управленческих решений
Принятие стратегических задач требует тщательного размышления. В менеджменте этот процесс подчиняется четкой систематизации. Управленческие решения отражают суть работы менеджера. Включает анализ ситуации компании, выявление ее сильных, слабых сторон, выбор стратегии для достижения целей. Повышает производительность работы.
Есть 2 основных подхода к принятию решений – индивидуальный, групповой.
Групповой подход
В процесс вовлекают всех сотрудников, распределяют задачи. А также делегируют их на менеджеров более низкого уровня. Снижают нагрузки на работников средних и высших звеньев.
Применение такого метода имеет свои плюсы. Повышается качество решений группы благодаря разнообразным предложениям, глубокому анализу вариантов. Из-за этого снижается риск ошибок. Это способствует разделению ответственности среди участников, появлению смелых предложений, которые могут обеспечить хорошие результаты. Коллективное обсуждение повышает мотивацию персонала.
Но у такого метода есть свои минусы. Решения принимаются медленно, так как требуется больше времени на сбор людей, подготовку материалов, ознакомление с проблемой, консенсусное обсуждение. Продуктивность коллектива зависит от количества людей: лучше всего работают группы до семи человек. Если это встречи крупных масштабов (конференции или съезды), то еще требуется предварительная подготовка.
Индивидуальный подход
Основные полномочия у топ-менеджера. Он может разрабатывать план без необходимости согласовывать его с коллегами. Благодаря этому проявляется креативное мышление, предлагаются инновационные идеи. Но такой подход увеличивает риск ошибок, а также ограничивает выбор.
Менеджер руководствуется одним из следующих методов управленческих решений:
- Уравновешенные. Уже есть готовая идея, а также предварительный анализ. Рассматривают все варианты развития событий.
- Импульсивные. Отличаются быстрым реагированием, отсутствием детального анализа. Это может привести к пропуску важных этапов проверки.
- Инертные. Для них характерны медлительность, излишняя осторожность. Ориентируются на изначальную концепцию.
- Рискованные. Имеют сходство с импульсивными, но включают элементы анализа, тем самым нивелируют некоторые риски.
- Осторожные. Характеризуются глубокой проработкой всех гипотез, избеганием возможных ошибок.
Классификация управленческих решений
Функциональные задачи
- План: занимаются определением стратегических целей, определяют направление развития.
- Организация: формируют структурные подразделения, определяют их функции.
- Координация: обеспечивают взаимодействие между сотрудниками, распределяют рабочие задачи.
- Регулирование: определяют порядок выполнения определенных операций, процедур, которые фиксируются в нормативных документах.
- Активация: мотивируют персонал к продуктивной работе через разработку систем поощрений и развития.
- Контроль: занимаются мониторингом, оценкой выполненных задач, коррекции действий на основе полученных результатов.
- Информация: предоставляют актуальные данные об изменениях в организации, новых продуктах или предстоящих мероприятиях.
Характер действий
- Директивы. Их определяет руководство. Нацелены на принятие решений по стратегическим задачам. Должны быть выполнены обязательно. Закрепляются в специальных нормативных документах.
- Рекомендации. Прорабатываются в комитетах или комиссиях. Их исполнение не обязательно.
- Разрешения / запреты. Получают одобрение или отказ в реализации определенных предложений. В таком контексте руководитель ничего не предлагает, а оценивает идеи сотрудников.
- Ориентация. Направлены на руководство деятельности работников нижних уровней, предоставляют им определенную степень свободы в принятии решений. В эту категорию также входят прогнозы, которые задают направление развития на предстоящий период.
Время выполнения
- Стратегии. Формируются на длительное время (5–10 лет). Охватывают основные аспекты деятельности (структуру, производство).
- Тактика. Разрабатываются на период 1–3 года, решают отдельные задачи.
- Оперативность. Рассчитываются на короткий срок. Адаптируют действия под текущие обстоятельства.
Направление воздействия
- Внутренние: для улучшения процессов работы, включая организацию, оплату труда. А также для внедрения новых техник, технологий.
- Внешние: фокусируются на адаптации компании к динамике внешнего мира, направлены на усиление ее позиций на рынке, расширение доли среди конкурентов.
Больше узнать можно на курсе «Принятие управленческих решений. Анализ проблем. Управленческий анализ». Например, что входит в компетенции менеджмента, какие технологии помогают в ситуации неопределенности.
Автор: Череповская Мария