8 (800) 551-22-85 - бесплатный звонок для регионов РФ

+7-916-238-40-04

Контакты

8 (800) 551-22-85

бесплатный звонок для регионов РФ

Санкт-Петербург

+7-981-722-86-95

Москва

+7-916-238-40-04

Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Ваш город: ______

Семинары и курсы в Москве и Санкт-Петербурге Лицензия на образовательную деятельность № 3504

Розничная торговля: что это такое, правила, функции, цели и задачи

Розничная торговля: что это такое, правила, функции, цели и задачи

Розничная торговля: что это такое, правила, функции, цели и задачи

Реализация товаров — многоуровневый процесс, требует знания нормативной базы. Этапы оформляются в соответствии с законодательством, составляются нормативные акты. Это контролируют государственные службы. Разберемся, что такое розничная торговля, функции, задачи ритейла, нюансы учета.

Что такое розничная торговля?

Розничная торговля (retail) — реализация товаров, услуг поштучно, в небольших объемах (коммерческая деятельность) в торговых центрах, магазинах (в т.ч. стрит-ритейл), киосках, салонах, на рынках, через online-сервисы.

Варианты торговли в розницу:

  • Оффлайн — retail осуществляется при посещении торгового объекта. Это розничный, сетевой ритейл, non food retail (непродовольственные товары), convenience (магазин у дома).
  • Онлайн — оформление заказов на интернет-площадках с доставкой или самовывозом.
  • Выставки-продажи — торговые сделки проводятся в спорткомплексах, выставочных центрах, где продукцию демонстрируют производители, дистрибьюторы.
  • Смешанный формат — микс реализации offline, online. Заказ оформляется в мобильном приложении, забирают на кассе.

Особенность розничной торговли в том, что реализация товаров, услуг происходит в установленном месте. При товарно-денежном обмене через сеть — это адреса покупателей, где выдается заказ.

Торговля имеет целевую группу в зависимости от продукции — относится к сфере B2C. Ритейлер находит поставщиков, создает условия для обслуживания покупателей, даже если это онлайн-продажи. Необходимо грамотно организовать работу независимо масштаба торговой компании (крупная, малая, средняя), соблюдая единые правила розничной торговли выстраивания деятельности: взаимодействие с потребителями, службами, контролирующими соблюдение санитарно-гигиенических требований, стандарты качества, правила реализации.

Функции розничной торговли

Глобальная функция ритейла — продажа товаров, услуг. Процесс сводится к функционалу:

  1. Изучение запросов потенциальной аудитории покупателей, формирование ассортимента, разработка целевых предложений.
  2. Представление информации о продукте.
  3. Формирование предложения, которое заинтересует производителей, на базе анализа спроса.
  4. Качественное обслуживание покупателей, консультирование.

В функции розничной торговли входят обязанности продавцов перед покупателем — разнятся от формы бизнеса. В мелких магазинах продавец консультирует, предлагает товар. В гипермаркетах с самообслуживанием за помощью к продавцам посетители обращаются реже.

Функционал продавца зависит от ассортимента. Если при выборе продуктов питания, потребители сами решают, что купить, то при продаже техники нужна консультация специалиста.

Задачи розницы

Цели, задачи в основном дублируют функции индивидуальных продаж. Проблемы, которые закрывает розница:

  1. Покупка товаров у производителей, оптовых поставщиков, подготовка к продажам на торговом объекте.
  2. Мерчандайзинг — выкладка образцов продукции, чтобы клиенты видели ассортимент. Это возможность продемонстрировать качество товара.
  3. Доставка заказов (если это предусмотрено формой работы).

Главная цель розницы — сформировать, поддерживать баланс между предложением, покупательским спросом. Если нарушить равновесие, бизнес понесет убытки, а клиенты останутся неудовлетворенными.

Правила ритейла

Правила в рознице корректируются. Их нарушение чревато санкциями. Правила можно разделить на группы:

  1. Санитарно-эпидемиологические. Актуальны для организаций, реализующих продовольствие. Санитарные службы проверяют систему отопления, вентиляцию, канализацию, освещение, хранение продуктов, условия работы продавцов, грузчиков.
  2. Пожаробезопасность. Проверяют соблюдение норм пожарной безопасности в месте реализации, в радиусе ближайшей территории.
  3. Документационный учет. Поставки, реализация должны подтверждаться документами, актами.
  4. Работа с покупателями. Важно соблюдать правила общения с клиентами.

Чтобы проверить, соблюдаются ли перечисленные нормы ритейла, специальные службы проводят проверки. Нужно быть готовыми принять их, избежать санкций.

За несоблюдение требований в ритейле законодательством предусмотрены административная, уголовная ответственность (в зависимости от степени нарушения). Виды ответственности за правонарушения:

  • Штраф. Накладывается при нарушении санитарно-гигиенических норм. Выписывается продавцу или юридическому лицу.
  • Конфискация товаров. Ответственность установлена за отсутствие документации.
  • Лишение свободы, арест, обязательные работы. Строгая мера устанавливается за незаконное ведение деятельности.

Важно тщательно следить за организацией работы, изменениями законодательства в ритейле.

Нюансы учета продукции в ритейле

Ритейл — процесс поштучной реализации товаров покупателям за оплату. Важно организовать бухгалтерский учет продукции. Для нормального функционирования объекта торговли, удовлетворения спроса реализация, отслеживание движения контролируются госорганами. Учет товаров в рознице решает следующие задачи:

  • Предупреждает хищения.
  • Позволяет планировать реализацию.
  • Дает гарантии, что товар надлежащего качества.
  • Помогает соблюдать требования проверяющих органов.
  • Рассчитывает прибыль, передает сведения в налоговую службу.

Раньше учет производился вручную — заполнялась документация. Развитие технологий автоматизировало опись, что требует установки специального программного обеспечения и оборудования. Это тянет затраты, но помогает эффективно вести управление, организовать работу.

Как вести учет в розничном магазине?

Учет в розничном магазине ведется по алгоритму:

  1. Прием товара на склад, получение сопроводительной документации.
  2. Внесение информации о товарах вручную или с помощью сканера.
  3. Перемещение внутри торгового объекта, выписка накладных.
  4. Выкладка изделий.
  5. Продажа через кассовый аппарат, оснащенный считывателем штрихкодов, товарных меток.

В розничный магазин товар поступает на склад. Проконтролировать этот этап можно способами учета:

  • Партионный. Продукция, поступившая на склад, хранится в одном месте.
  • Сортовой. Товары сортируют по категориям (наименование, срок годности).
  • Партионно-сортовой. Микс портионного, сортового методов.
  • Номенклатурный. Товары нумеруются, хранятся согласно маркировке.

Универсальное оборудование — подойдет большинству торговых точек, но для реализации конкретных видов товаров нужно отдельное программное обеспечение. Учитывайте этот нюанс, покупая программу.

Ручные методы учета:

  • Суммовой — фиксируются приходно-расходных операций.
  • Аналитический — бухучет с информацией об операциях.

Заключительный этап учета — отслеживание остатков для своевременного пополнения ассортимента.

Организуя учет, соблюдайте трудовое законодательство. В трудовом договоре работника прописывайте должностные обязанности. Функции ритейла поручите товароведу, организуйте мерчандайзинг, разработайте программы лояльности, следите за тенденциями в ритейле — наращивайте продажи.



Автор:  Лисицына Татьяна

Мы подобрали для вас
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
15-16 мая 24 года 35 900 руб. Подробнее
Продажи в розничной торговле. Продажи в торговом зале
19-20 июня 24 года 31 900 руб. Подробнее
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
19-20 июня 24 года 35 900 руб. Подробнее
Продажи в розничной торговле. Продажи в торговом зале
31 июля - 1 августа 24 года 31 900 руб. Подробнее
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
5-6 августа 24 года 35 900 руб. Подробнее
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
11-12 сентября 24 года 35 900 руб. Подробнее
Продажи в розничной торговле. Продажи в торговом зале
18-19 сентября 24 года 31 900 руб. Подробнее
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
5-6 ноября 24 года 35 900 руб. Подробнее
Продажи в розничной торговле. Продажи в торговом зале
18-19 ноября 24 года 31 900 руб. Подробнее
Продажи в розничной торговле. Продажи в торговом зале
18-19 декабря 24 года 31 900 руб. Подробнее
Технологические продажи: система, метрики, внедрение
23-24 декабря 24 года 35 900 руб. Подробнее

Возврат к списку


Наши клиенты

ООО "Спецморнефтепорт Приморск" ООО "Спецморнефтепорт Приморск" ООО «О’КЕЙ» ООО «О’КЕЙ» ООО «ЛГ Электроникс РУС»ООО «ЛГ Электроникс РУС» Консорциум «Кодекс»Консорциум «Кодекс» ПАО "Мегафон"ПАО "Мегафон" Компании PSIКомпании PSI ООО «Газпром энергохолдинг» ООО «Газпром энергохолдинг» ОАО «Российские железные дороги»ОАО «Российские железные дороги» ПАО «Уралкалий»ПАО «Уралкалий» ПАО «Северсталь»ПАО «Северсталь» Центральный банк Российской Федерации (Банк России)Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Корпорация "ТехноНИКОЛЬ"Корпорация "ТехноНИКОЛЬ" Энергетический холдинг "РусГидро"Энергетический холдинг "РусГидро" Росс-ТурРосс-Тур АврораАврора ГосзнакГосзнак Петербургский Международный Экономический ФорумПетербургский Международный Экономический Форум  ООО «АромаЛюкс» ООО «АромаЛюкс» Санкт – Петербургский центр специальной связиСанкт – Петербургский центр специальной связи Corinthia Nevsky PalaceCorinthia Nevsky Palace Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ИнгушетияМинистерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ПАО «Трубная Металлургическая Компания»ПАО «Трубная Металлургическая Компания» АО "Сбербанк-Технологии"АО "Сбербанк-Технологии" АО «Петербургская сбытовая компания» (Группа «Интер РАО»)АО «Петербургская сбытовая компания» (Группа «Интер РАО») Газпром НефтьГазпром Нефть Банк Развития КазахстанаБанк Развития Казахстана ООО «Делонги»ООО «Делонги» HEINZ RussiaHEINZ Russia ВТБВТБ  «Аскона» «Аскона»