Мотивация: Чего хотят линейные рабочие
Чтобы рабочий был доволен, дайте ему стабильность, признание и чувство причастности к высокому. И главное: не забудьте про деньги.
Вопросы мотивации производственного персонала занимают многих. Рекрутеры проводят исследования, профессионалы анализируют опыт, а сами рабочие все более охотно рассказывают, что им нужно для счастья.
Блюдечко с каёмочкой
Проблема заключается в том, что программы мотивации на предприятиях зачастую разрабатывают люди, которые имеют весьма смутное представление не только о реальных потребностях рабочего класса, но и вообще о том, как выглядит их рабочее место, из чего состоит их день. Линейный персонал зачастую воспринимают как загадочную однородную массу. А ведь только неподдельный интерес даст шанс удержать людей на предприятии.
Сколько бы ни спорили теоретики о нематериальном стимулировании, факт остается фактом. Линейный персонал работает за деньги, высококвалифицированные рабочие порой — за очень, по меркам статистики, неплохие.
«Рынок производственного персонала сегодня, безусловно, перегрет, — говорит Олег Карпенко, директор по персоналу ОАО «Императорский фарфоровый завод». — Конечно же очень многое на нем решают деньги. Это можно назвать определяющим фактором при выборе работы. Однако на втором по значимости месте после более высокой зарплаты стоит месторасположение предприятия. Для производственного персонала очень важно, чтобы работа была ближе к дому. Можно отметить, что стабильность и уверенность в завтрашнем дне в значительно большей степени важны для производственного персонала, чем для офисных рабочих. Работа в офисе предполагает какие–то изменения, и люди к ним готовы, а вот рабочий на производстве хочет твердо знать, что с ним будет завтра. Нельзя не сказать, что нематериальные стимулы мотивации также сохраняют свою важность. Именно поэтому мы в торжественной обстановке чествуем наших лучших работников, возродили Доску почета».
Как обещали
Анна Шавлак, консультант по подбору персонала компании «Инфо–Курс P. R.O.», уверена: в условиях современного производства рабочим нужны возможности зарабатывать, прозрачная система оплаты труда и перспективы карьерного роста. «Для уже работающего специалиста важно, чтобы все было «как обещали»: зарплата, социальный пакет, график, развозка»,— поясняет она.
Исследование, проведенное компанией AVANTA Personnel, показало, что для «синих воротничков» совершенно не имеют значения такие факторы, как имя, сфера деятельности и вид капитала компании, что, как правило, довольно важно для специалистов и менеджеров. Однако это не значит, что нет смысла заботиться об имидже компании как работодателя в глазах линейного персонала.
«Среди кандидатов рабочих специальностей более чем хорошо работает «сарафанное радио», — объясняет Мария Маргулис, директор департамента лизинговых и массовых проектов AVANTA Personnel. — Они часто довольно хорошо осведомлены о трудностях в той или иной компании, часть из которых, может быть, уже давно решена, но репутация все равно страдает долгое время. У нас бывают случаи, когда кандидаты отказываются сразу, как только слышат название компании, даже не обсуждая уровень оплаты».
«У компаний в этой области еще поле не пахано, — подтверждает Анна Шавлак. — На одно и то же название один человек категорически заявляет, что ни за что не пойдет туда работать, другой говорит, что знает, как туда трудно попасть, и готов к любым собеседованиям».
КСТАТИ
- Еще один важный фактор выбора для «синих воротничков» — график работы.
- Предпочтительнее всего для них четырех-сменный график «два через два», либо двух– или трехсменный график с выходными в субботу и воскресенье.