8 (800) 551-22-85 - бесплатный звонок для регионов РФ

+7-916-238-40-04

Контакты

8 (800) 551-22-85

бесплатный звонок для регионов РФ

Санкт-Петербург

+7-981-722-86-95

Москва

+7-916-238-40-04

Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Ваш город: ______

Семинары и курсы в Москве и Санкт-Петербурге Лицензия на образовательную деятельность № 3504

Small talk: Искусство маленькой беседы

Small talk: Искусство маленькой беседы

Small talk: Искусство маленькой беседы

Сейчас менеджеров профессионально обучают искусству «неделовой беседы», для того чтобы они могли разговорить и расположить клиента для переговоров. Казалось бы, что может быть проще, чем говорить «ни о чем»? Выбираешь любую тему – и вперед. И тем не менее недостаток такого умения часто испытывают многие переговорщики.

Small talk в роли тепловоза

"Я – человек дела и во всем привык следовать простому правилу: экономь свое и чужое время. Положа руку на сердце, признаюсь, что абсолютно не понимаю, зачем во время деловых переговоров тратить время на соблюдение формальностей. Я не говорю об элементарной вежливости. Но все эти разговоры «за жизнь» - о погоде, о самочувствии и так далее – это же никому не нужный, пустой треп! Почему нельзя сразу перейти к делу, ведь мы все занятые люди? Однако мой консультант утверждает, что мне необходимо учиться поддерживать эти ненужные беседы. Какой в них смысл?". Максим О., руководитель финансового предприятия

Small talk довольно давно стал неотъемлемой частью делового этикета. Про эту «формальность» на переговорах не забывают даже те, кто давным-давно знает друг друга. И хорошо, что не забывают.

Для чего же нужен small talk ? Представьте себе «убежавший» отцепленный от состава вагон: случайно выпали подпорки, и он покатился под гору. Для того, чтобы его «поймать», обычно по тому же пути пускают тепловоз, и когда он набирает одинаковую с вагоном скорость, беглеца к нему подсоединяют. В искусстве коммуникации используется тот же принцип, и называется он «подстройка и ведение». Small talk в переговорах исполняет роль тепловоза. Каждый собеседник приезжает на встречу в определенном настроении и ритме: кто-то погружен в себя, кто-то готов немедленно ринуться в бой, кто-то так опоздал и запыхался, что никак не может сосредоточиться на разговоре…

Во время вступительной дружеской беседы «ни о чем» участники переговоров получают возможность подстроиться друг под друга, найти общую волну и избежать возможных конфликтов, которые так часто возникают из-за «разницы наших скоростей».

Опытный переговорщик во время small talk дает своему собеседнику фору: благодаря ненавязчивым вопросам, дружеской атмосфере, внешней заинтересованности обсуждаемой темой партнер начинает чувствовать себя в своей среде, расслабляется и открывается. В это время, возможно, вам удастся увидеть его сильные и слабые стороны и использовать полученную информацию в выгодном ключе. Самое главное – ваша наблюдательность. Приведу пример того, как small talk «открывает» собеседника. Каждый переговорщик хочет знать, насколько его собеседник искренен, когда подтверждает или отрицает те или иные слова. Задайте вашему партнеру во время small talk такой вопрос, на который он со стопроцентной уверенностью ответит утвердительно. Например, уточните его отчество («Владимир… Иванович, если не ошибаюсь?») или марку машины («Это Ваш красный Nissan на стоянке?») и запомните, как именно он подтвердит ваши слова (обратите внимание на интонацию, мимику, жестикуляцию). Впредь во время самих переговоров вы легко отличите правдивое «да» от фальшивого.

Правила ведения беседыНашему читателю я искренне советую, чтобы он не относился к такой беседе как к пустой трате времени или к банальному правилу вежливости. Пять минут, «отнятые» у переговоров и отведенные на small talk , позволят наладить доверительные отношения с собеседником, подстроиться под него и провести встречу в оптимальной обстановке. И в качестве последнего довода «за» small talk расскажу историю про одного бизнесмена, владельца довольно крупного предприятия. Подбор управленческой команды он не доверял ни кадровым агентствам, ни HR -директору, занимаясь им лично. Всех своих будущих топов он вместо традиционных собеседований приглашал в бар, где за пивом просто болтал с ними «за жизнь». При этом он узнавал самые мелкие подробности: какую музыку любит кандидат, где и как обычно отдыхает. Особенно его интересовал вид спорта, которым претендент занимался в детстве. После этого дружеского трепа босс решал судьбу человека на основе простого вывода: он брал тех, кто всегда стремился к первому месту, считая, что это качество будет проявляться и в работе. Так только на основе small talk руководителю удалось подобрать сплоченную команду отличных профессионалов.

Что вижу, о том говорю?

"Моя приятельница – настоящий асс переговоров. Когда я попросила ее поделиться секретом успеха, она сказала, что владение темой предстоящего обсуждения - это полдела. Завоевать авторитет и доверие у партнера по переговорам ей удается во время small talk – короткой беседы, которая помогает ей «продиагностировать» человека до того, как начнутся сами переговоры. Если честно, я никак не могу понять, как можно расслабленно вести такие разговоры «ни о чем» и одновременно наблюдать и изучать собеседника. Может, все дело в грамотных вопросах или специальных темах, которые стоит обсудить до начала ответственных переговоров?" Ольга П., менеджер торгового представительства

Обычно для small talk выбирают максимально безобидные и легкие темы, которые не потребуют от собеседника излишних умственных напряжений и не затронут личного. Идеальный вариант для обсуждения – погода, хобби, шоу-бизнес, путешествия, обстановка в офисе. Но выбирать такую тему лучше, исходя из конкретной обстановки и в зависимости от того, кто перед вами, ведь даже самый безопасный предмет для обсуждения может вызвать неожиданную реакцию: чужая душа потемки - никогда не знаешь, что человека может задеть за живое. Самый простой пример: вы можете долго и бурно восхищаться солнечными деньками, и потом узнать, что ваш собеседник плохо переносит жару. Вот еще одна ситуация из жизни: кто любит сидеть в пробках? Никто! Казалось бы, лучшей темы не придумать. И вот, чтобы завоевать расположение своего клиента, один агент по недвижимости в самом начале беседы поделился наболевшим – рассказал в красках о том, как он ненавидит «чайников», из-за которых вечно заторы на дороге. А позже выяснилось, что его клиент сам недавно сел за руль…

Малый разговор

Не советую обсуждать во время small talk кинофильмы, литературу и т.п. Угадать вкусы очень сложно. Я не раз становилась свидетелем того, как переговорщики с криками «Ты ничего не понимаешь!» начинали с азартом спорить о видео-новинках, совершенно забыв о предмете встречи. И эти споры никогда не шли на пользу деловым отношениям.

Взамен отстаиванию своих взглядов и пристрастий я бы предложила формат диалога, ведь small talk дает отличную возможность лучше подготовиться к предстоящим переговорам. Это как раз то, чем так умело пользуется подруга нашей читательницы. Вот, к примеру, вы в переговорной видите аквариум или картину на стене (в грамотно оформленных офисах всегда есть что-то, за что может зацепиться глаз) – похвалите обстановку и поинтересуйтесь историей предметов интерьера. А дальше внимательно следите за тем, как именно ваш собеседник об этом расскажет. Темп речи выдаст его темперамент, характер ответов – манеру делового общения. А дальше вам остается лишь использовать полученные сведения. Манипуляция? Безусловно! Но ведь подобные «тесты» существуют испокон веку: помните? - как человек ест, так и работает. Так что если в ответ на ваш вопрос «А как вы подбирали цвета для переговорной?» партнер взахлеб начнет рассказывать, что он еще с детства обожал все бежевое, сразу станет ясно – для этого человека важны подробности и в суть дела он лучше войдет, если ему обрисовать картину во всех деталях. Если же партнер ограничится короткой и сухой фразой, что цвет был выбран случайно, вы поймете, что лучше не тянуть кота за хвост и сразу переходить к делу. Подобных приемов множество, и овладеть ими помогают всевозможные тренинги личностного роста и искусства переговоров.

Разговоры в обществеНапоследок расскажу байку про то, как важно осторожно выбирать тему для публичной беседы. Однажды группа креативных менеджеров рекламного агентства возвращалась на самолете с недельного семинара. Среди прочих пассажиров в салоне сидели три дамы, не имевшие к этому агентству никакого отношения, и обсуждали новый рекламный ролик, вышедший недавно на экраны. Среди прочих высказываний негодования прозвучала фраза: «И кто только придумывает такую чушь?!!». «Это я, мадам», - неожиданно констатировал их сосед…

Практические советы для тех, кто готовится к small talk:

  • Заранее подготовьте несколько подходящих тем для беседы, лучше всего нейтральных или тех, которые заведомо вызовут одобрение собеседника. Для этого постарайтесь как можно больше о нем узнать заранее.
  • Помните, что даже самые безопасные темы могут настроить собеседника против вас, если ваша речь будет жесткой, чрезмерно эмоциональной и бескомпромиссной. Small talk – не лучшее время для «продавливания» своих интересов.
  • Если вы не чувствуете в себе уверенности, побольше слушайте и поменьше рассказывайте. Задавайте партнеру вопросы, уточняйте и переспрашивайте (в меру, конечно) - проявите свою заинтересованность в том, что может и ему быть интересно.
  • Подстраиваясь и входя в общий ритм предстоящих переговоров, внимательно следите за тем, как под вас подстраиваются другие, а также за тем, что и как вы сообщаете окружающим. Велика опасность того, что во время дружеской беседы вы станете добычей опытного манипулятора. В умелых руках small talk может стать очень опасным оружием.
  • Соблазн получше узнать партнера зачастую приводит к слишком затянутым small talk . На самом деле чтобы подстроиться под собеседника вполне хватит 3-5 минут, более длинные беседы приводят к обратному эффекту, когда теряются внимание и деловой настрой партнера.


Автор:  Е. Минтусова

Мы подобрали для вас
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
3-4 мая 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
29-30 мая 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
10-11 июня 24 года 32 900 руб. Подробнее
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
13-14 июня 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
10-11 июля 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
15-16 июля 24 года 32 900 руб. Подробнее
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
31 июля - 1 августа 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
21-22 августа 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
16-17 сентября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
18-19 сентября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
7-8 октября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
14-15 октября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
1-2 ноября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
18-19 ноября 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
2-3 декабря 24 года 32 900 руб. Подробнее
Работа с ключевыми клиентами. Работа с VIP-клиентом
13-14 декабря 24 года 32 900 руб. Подробнее
Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми
23-24 декабря 24 года 32 900 руб. Подробнее
Деловые переговоры. Деловые коммуникации
25-26 декабря 24 года 32 900 руб. Подробнее

Возврат к списку


Наши клиенты

ООО "Спецморнефтепорт Приморск" ООО "Спецморнефтепорт Приморск" ООО «О’КЕЙ» ООО «О’КЕЙ» ООО «ЛГ Электроникс РУС»ООО «ЛГ Электроникс РУС» Консорциум «Кодекс»Консорциум «Кодекс» ПАО "Мегафон"ПАО "Мегафон" Компании PSIКомпании PSI ООО «Газпром энергохолдинг» ООО «Газпром энергохолдинг» ОАО «Российские железные дороги»ОАО «Российские железные дороги» ПАО «Уралкалий»ПАО «Уралкалий» ПАО «Северсталь»ПАО «Северсталь» Центральный банк Российской Федерации (Банк России)Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Корпорация "ТехноНИКОЛЬ"Корпорация "ТехноНИКОЛЬ" Энергетический холдинг "РусГидро"Энергетический холдинг "РусГидро" Росс-ТурРосс-Тур АврораАврора ГосзнакГосзнак Петербургский Международный Экономический ФорумПетербургский Международный Экономический Форум  ООО «АромаЛюкс» ООО «АромаЛюкс» Санкт – Петербургский центр специальной связиСанкт – Петербургский центр специальной связи Corinthia Nevsky PalaceCorinthia Nevsky Palace Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ИнгушетияМинистерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ПАО «Трубная Металлургическая Компания»ПАО «Трубная Металлургическая Компания» АО "Сбербанк-Технологии"АО "Сбербанк-Технологии" АО «Петербургская сбытовая компания» (Группа «Интер РАО»)АО «Петербургская сбытовая компания» (Группа «Интер РАО») Газпром НефтьГазпром Нефть Банк Развития КазахстанаБанк Развития Казахстана ООО «Делонги»ООО «Делонги» HEINZ RussiaHEINZ Russia ВТБВТБ  «Аскона» «Аскона»