Фрагмент из книги: "Проведение презентаций"
В этой книге речь идет об умении выступать на публике, главным образом при проведении презентаций. Она предостережет Вас от совершения пяти «смертных грехов» во время выступления, научит правильно подготовиться к нему и успешно провести. Детально проанализированы все стадии подготовки к выступлению и его проведения. Отдельная глава посвящена представлению продукта. Подробно описаны этапы подготовки к общению с клиентами, рассмотрены различные фазы диалога с покупателем при продвижении товара.
Пять «смертных грехов» при выступлении на публике
Большинство выступлений действуют на слушателей, как снотворное. С каждым словом докладчика мы все сильнее и сильнее клюем носом. И едва только докладчик успеет начать, как мы, защищенные полумраком зала, тут же начинаем дремать. Однако многие выступления не оказывают даже этого расслабляющего эффекта. Они просто вызывают в нас раздражение и гнев, например, если нам рассказывают о чистке ковров и с вдохновением расписывают достоинства специальных шампуней, но у нас при этом никогда не было в доме никакого ковра.
В своей профессиональной или в личной жизни Вам наверняка часто приходилось сталкиваться с непрофессиональными докладчиками. Используйте их неудачный опыт в своих целях! Поразмыслите: почему тогда мне было скучно или почему это выступление вызвало у меня раздражение? Что в его поведении разозлило меня и что утомило?
Рассмотрим поближе одну из наиболее частых ошибок докладчиков. Многие речи, доклады и выступления обычно терпят неудачу не из-за какой-то одной ошибки, а из-за целой серии маленьких катастроф.
И тогда слушатели «наказывают» докладчиков ерзаньем на стуле, постоянными отлучками в туалет, болтовней с соседями или же просто выставляют их за дверь. Если же Вы вдруг заметили во время своего выступления подобную реакцию (а это хороший знак, поскольку многие докладчики вообще не обращают внимания на слушателей), то сразу же совершите что-нибудь необычное. Но, прежде всего, позвольте рассказать Вам, чем именно многие выступающие вызывают к себе негативное отношение.
Я буду говорить столько, сколько захочу!
Это один из наиболее распространенных «грехов». Многие считают своим особым правом превышать заранее отведенный на выступление лимит времени, ведь, в конце концов, остальные доклады не так важны, как мой собственный! Наиболее типичным является следующая фраза: «А теперь, глубокоуважаемые дамы и господа, я наконец-то подошел к заключению...», и после этого обычно еще следуют длинные и пространные речи, несмотря на данное обещание подвести итоги. Ясно одно – слушать его придется еще долго.
Я просто делаю доклад по своей теме!
Действительно, доклад должен быть посвящен Вашей теме, но при этом будет нелишне реально оценить окружающую обстановку. Представьте себе, что некий концерн, производящий продукты питания, попросил одного известного ученого выступить на пресс-конференции и рассказать о генетически модифицированных овощах и фруктах. Профессор оказался выдающимся специалистом в этой области и сразу же перешел к делу. Только к сожалению, он забыл разъяснить своим слушателям, что такое «генетически модифицированные продукты». И это стало его главной ошибкой, поскольку сидящие в зале не были ни его учеными коллегами, ни журналистами, специализирующимися в данной области, а всего лишь молодыми матерями семейств, озабоченными выбором продуктов для семейного стола.
В лучшем случае просто не обращается внимание на слушателя!
В своей жизни Вы наверняка хотя бы раз сталкивались с каким-нибудь консультантом, который говорил как заведенный, при этом не обращая на Вас никакого внимания. Или же с постоянно потеющим от волнения докладчиком, который из-за своей боязни сцены ни разу не бросил взгляда на собравшихся. Ничего удивительного, такое происходит достаточно часто. Игнорирование слушателей и их потребностей может возникать по самым разным причинам. При этом самые распространенные из них – это неуверенность, волнение и страх. В данной книге Вы узнаете о том, как нужно бороться с этим страхом (см. «Никакого страха перед сценой!»).
Импровизация решает все!
Так считают многие докладчики, действующие нам на нервы своими презентациями. «У меня почти совсем не было времени на подготовку», – вот единственная тема их доклада. Они постоянно забывают о чем-либо упомянуть и поэтому вынуждены начинать все сначала. Они шутят и рассказывают анекдоты, не относящиеся к теме. Они постоянно обмахиваются засаленными слайдами и с надеждой смотрят на публику: «Есть здесь кто-нибудь, умеющий обращаться с проектором?». Однако всегда находится какая-нибудь сердобольная душа, готовая выручить этого мастера импровизаций, хотя он того и не заслуживает!
Я лучше других!
Если это действительно так – то примите мои искренние поздравления. Однако и в этом случае необходимо знать меру, ведь большинство людей, собравшихся Вас послушать, – простые смертные. А это значит, что если даже Вы и являетесь одним из самых образованных, одаренных и талантливых наших современников, то все равно постарайтесь избежать неясных намеков, сложных понятий и терминов, не пересыпайте свою речь шутками, которых никто все равно не понимает. Если Вы действительно так одарены – отлично! Но при этом не забывайте, пожалуйста, что большинство Ваших слушателей пришло сюда не для того, чтобы любоваться Вами.
Автор: К. Нёльке