Как измерить результат бизнес-тренинга
Каждого руководителя, который проводит в компании бизнес-тренинг волнуют два вопроса: как измерить результаты и как сделать их долгосрочными. Вопросы эти я бы отнесла к категории ключевых для любого вида обучения. Во-первых, потому что обучение стоит денег, а во-вторых, руководителю важно знать, что проведенный тренинг будет способствовать продвижению компании в нужном направлении, внесет свой вклад в решение актуальных для развития бизнеса задач. В подавляющем большинстве случаев результаты «измеряются» на основании личных впечатлений сотрудников от тренинга и наблюдений их непосредственных руководителей. Если все довольны, то тренинг расценивается как удачный. Можно ли сделать измерение результатов более объективным?
На практике «строгая» оценка результатов тренинга всегда связана с определенными трудностями. Во-первых, они редко выражаются в легко измеряемых количественных показателях, таких как увеличение оборотов или снижение издержек (хотя и такое бывает). В подавляющем большинстве случаев результаты выражаются в изменении качества рабочих процессов, в появлении или исчезновении «событий», которые опосредованно влияют на прибыль и обороты. Во-вторых, измерение и закрепление результатов обучения требует определенных усилий со стороны руководителей (в первую очередь на этапе прояснения целей обучения и постановки задачи тренеру). Однако если руководителю и тренеру удается совместными усилиями определить ожидаемые результаты, проблема их измерения и закрепления превращается в технологично решаемую задачу.
Приведу несколько практических рекомендаций.
Как сделать результаты тренинга более наблюдаемыми для руководителей компании?
1) Определить те количественные и качественные показатели, которые должны измениться в результате тренинга. Например, уменьшение количества жалоб на совместную работу с конкретными сотрудниками, сокращение времени, затрачиваемого на выяснение отношений, улучшение обратной связи от клиентов о работе с компанией, увеличение количества вопросов на прояснение и получение дополнительной информации при обсуждении текущих проектов. Важно проводить «измерения» до и после тренинга. И еще одна важная оговорка, показатели могут и должны меняться со временем. То, что актуально для компании сегодня, скорее всего станет неактуальным уже через несколько месяцев.
2) Наблюдать действия сотрудников в тех ситуациях, которые «репетирует» группа на тренинге. Например, для базового коммуникативного тренинга такими ситуациями могут стать - первая встреча менеджера с клиентом или проведение презентации; для управленческого тренинга – постановка задачи подчиненному или проведение первого рабочего совещания по проекту. Вряд ли руководителю стоит самому выступать в роли «наблюдателя», своим присутствием он исказит картину происходящего. Для этой задачи больше подходит менеджер по персоналу или тренер, с которым работает компания. Во втором случае «измерение» вполне может стать еще и продолжением обучения благодаря квалифицированной обратной связи, которую предоставит тренер своему «студенту».
Как руководители могут поддерживать и закреплять умения и знания, приобретенные сотрудниками на тренинге?
1) Хвалить своих сотрудников за успешные действия. Например, за уверенное и интересное выступление, использование неожиданных и убедительных аргументов в переговорах с клиентом, конструктивное поведение в напряженной ситуации, вдохновляющую постановку задачи. Похвала закрепляет эффективные действия и стимулирует к поиску новых успешных решений.
2) Просить сотрудников формулировать свои приоритеты непосредственно перед решением какой-либо задачи. Например, перед началом презентации, перед встречей с клиентом или перед непростым разговором с коллегой. Необходимость определиться с приоритетами помогает человеку сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания и умения, подойти к решению задачи сознательно. Если делать это более или менее регулярно, то определение приоритетов и «настройка» на ситуацию становятся рабочей привычкой.
3) Периодически предлагать сотрудникам новую интересную информацию, «освежающую» полученные на тренинге знания. Это можно делать, вывешивая на доске объявлений или рассылая по электронной почте небольшие выдержки из книг и статей, или регулярно пополняя корпоративную библиотеку. Чем дольше и разнообразнее «звучат» начатые на тренинге темы, тем глубже осваивают их сотрудники и тем естественнее используют в ежедневном рабочем процессе.
4) Два-три раза в год давать сотрудникам возможность выбрать те поведенческие умения, ситуации и темы, с которыми хотелось бы поработать в тренинге. И проводить однодневные тренинги, посвященные наиболее актуальным темам и ситуациям. Когда человек участвует в видеотренинге повторно, он использует его как хорошо знакомый инструмент работы с собственными умениями. Это обстоятельство, а также непосредственное участие в выборе темы тренинга, существенно повышают результативность обучения.
Главное, чтобы измерение и закрепление результатов тренинга не превратилось в навязчивый контроль, способный свести на нет все усилия, затраченные на проведение обучения, и на корню пресечь всякий интерес сотрудников к профессиональному росту.
Автор: Яна Шунаева