Вопрос эффективности персонального менеджмента, это, прежде всего, вопрос эффективного управления собственными ресурсами. Что понимать под ресурсами управления персональной карьерой? На мой взгляд, наиболее важными ресурсами персонального управления карьерой являются профессиональная компетентность, коммуникации и культура.
Управление персональной компетентностью
Что значит – управление профессиональной компетентностью? По сути, это ни что иное, как применение технологий управления к процессу собственного профессионально-квалификационного развития. Основной задачей является расширение области компетентности, персонального соответствия комплексу задач и проблем, которые должен решать специалист. Что именно позволяет нам расширить компетентность? Есть три способа стать умнее: читать умные книги, общаться с людьми, которые умнее тебя и думать. Умные книги советуют выбирать по рекомендации. Особое внимание следует уделить форумам, на которых общаются специалисты Вашего профиля и их советы по поводу литературы. Не помешает постоянная подписка на новости издательств и книжных Интернет-магазинов. При выборе книги полезно обратить внимание на автора, его опыт работы, биографию, успехи и достижения.
Благодаря современным интернет-технологиям общение с профессионалами в своей области не представляется особой проблемой. Сегодня Вы можете с успехом обмениваться опытом с коллегами как отечественных, так и зарубежных компаний. Однако, не стоит себя ограничивать лишь виртуальным общением. Несомненно, полезными являются участие в выставках, конференциях, семинарах, посвященных проблемам Вашей специальности. Критериями выбора семинара и события должны быть, прежде всего, люди. Есть давно зарекомендовавший себя простой метод подражания. Выбираете профессионала, на которого хотели бы стать похожим. И следуете правилу: «Делай как он». Ориентируясь на его поведение, карьерный путь, знания, авторитетов и любимых авторов Вы можете выстраивать собственное развитие. В этой связи особое место в списке литературы могут занять биографии замечательных людей.
Управление персональными коммуникациями
Общению с коллегами способствует членство в различных общественных профессиональных объединениях. Практически в любой сфере современного менеджмента есть своя общественная организация, объединяющая практиков и теоретиков. Ими проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, презентации и другие мероприятия, в рамках которых можно пообщаться с коллегами, обменяться визитками, завязать нужные и полезные контакты.
Функции менеджмента на все сто применимы к процессам обмена информации. В личном общении следует обратить внимание на следующее. Прежде всего, Вы должны быть интересны собеседнику. У Вас в запасе должны быть темы разговора, вопросы, личное мнение по обсуждаемым проблемам. Планирование позволяет подготовиться к контактам заранее. Контроль в данном случае будет выражаться в обязательном обмене контактами. Визитка, данные электронной почты, персональный сайт – всё это позволяет повысить эффективность взаимодействия. И не забудьте фотоаппарат для фотографии на память. Принцип «чистить только носы ботинок, потому что мне важно только первое впечатление» уже не работает. О Вас будут судить по всей имеющейся информации: рекомендациям, слухам, упоминаниям в сети, Вашему личному сайту, стилю общения в форумах и дискуссиях, оформлению визитки, цвету и узлу галстука. И все эти характеристики могут оказаться равно значимыми.
Управление персональной культурой
Профессиональная культура является лишь частью общей культуры человека. Представляется полезным получать информацию о культурных мероприятиях, событиях города, региона. Если не удалось посетить лично, то хотя бы представлять себе содержание и участников. Что смотрел, кого слушал, где был? Что понравилось, что не понравилось? Эти вопросы позволяют не только продолжить разговор, но и получить дополнительную информацию о собеседнике, его увлечениях, интересах, мотивах и потребностях. Это крайне важно в процессе трудоустройства, когда время встречи ограничено. Понимание ценностей, принципов, языка потенциального работодателя позволяет существенно скорректировать коммерческое предложение самого себя. Ваш внешний вид, манеры поведения, жестикуляция, голос – это тоже Ваши ресурсы. И они напрямую влияют на общение с коллегами и партнёрами. Соблюдение традиций, норм общения вплоть до приемлемой дистанции межличностного диалога может сыграть решающую роль в процессе принятия решения о Вашем приёме на работу.
Новый проект
Важно помнить, что трудоустройство – это лишь один из этапов карьерного пути. В этом смысле пригодится философия проекта. Если рассматривать работу в компании как проект, то расставаться с ней будет гораздо легче. И новый проект – это лишь новый проект, не первый и не последний. Проектный подход позволяет шире рассматривать собственные возможности. Так, управление одним проектом не ограничивает Ваше участие в других. Напротив, переключение с одного вида деятельности (например, управленческой) на другой (например, научный) позволяет решать задачи более эффективно, не зацикливаясь.
Конкурентная борьба
О карьерном продвижении написано достаточно много работ. Отмечу лишь, что за последние годы изменились сами управленческие отношения, что отразилось в понятиях «работник» и «сотрудник», «работа» и «сотрудничество». Отношения партнёрства приобретают всё большую значимость. Делегирование полномочий, расширение зоны персональной ответственности позволяет расширить горизонты собственной компетентности, сделать процесс достижения высшей точки профессиональной самореализации «акме» - более эффективным. Это особенно заметно в организациях малого и среднего бизнеса.
В то же время, глобализация не снимает вопросов внутрикорпоративной конкуренции. Как никогда обострились противоречия рыночной ориентированности и бюрократической организации управленческого труда. Поэтому персональное управление карьерой не сможет обойтись без уже знакомых нам планирования карьеры, организации деятельности, мотивации участников процесса карьерного роста, контроля результатов. Оживим технологии принципами.
Делегирование и ответственность
Черчилль сказал: «Цена величия - ответственность». Мало что изменилось. Успешная карьера в организации зависит от той ответственности, которая на Вас возложена. Чем её больше, тем выше Ваш персональный статус. При этом важно понимать, что одно дело делегирование полномочий, другое – перекладывание ответственности. Во втором случае Вы рискуете оказаться лишним звеном в цепи.
Уважение вообще. И самоуважение в частности
Умные люди утверждают, что три самых важных слова в менеджменте: «Я горжусь Вами». Конфуций подчёркивал значимость для руководителя таких качеств как почтительность, бережливость, искренность, скромность и благородство. Есть и прагматическая сторона вопроса: прощайте Ваших врагов – возможно, Вам ещё придётся с ними работать.
Лидерство
Я неоднократно уже высказывался на тему героизма в менеджменте. Менеджер – герой. Менеджмент – технология профессионального героизма. Каждый день менеджер берёт на себя ответственность и расширяет сферу комфортности, делает шаг в неизвестность и принимает решения. По известному крылатому выражению: либо лидируй, либо следуй за лидером, либо уйди с дороги. Если Вы не готовы взять на себя больше ответственности, то может быть и не надо этого делать? В конце концов, карьера – это только часть нашей жизни и далеко не самая значимая.
Кроме менеджмента
Существенно расширяют горизонты карьерного планирования технологии маркетинга и брендинга. Собственный «раскрученный» бренд, позитивный имидж в профессиональных кругах, знакомство с авторитетными специалистами и консультантами, публикации в профильных СМИ, собственные книги и результаты исследований – всё это конкурентные преимущества, позволяющие управлять уже не столько карьерой, сколько собственным социальным статусом. На определённом уровне профессионального развития, речь идёт уже не о продвижении по должности, а об изменении статуса вообще. Был крупным предпринимателем, стал губернатором; был генеральным директором промышленного предприятия, стал директором западного представительства косметического холдинга. Главное же заключается в том, что Вам должны быть интересны новые возможности, вызовы. Никакая материальная мотивация не заменит Вашего искреннего интереса к делу и уважения к себе как к профессионалу в своей сфере деятельности.
Автор:
В.Оглоблин