Отрывок из книги "Пять важнейших вопросов о вашей организации"
C помощью пяти простых вопросов Питер Друкер и его знаменитые соавторы ставят перед лидерами следующую задачу: заглянуть в самое сердце своих организаций и посмотреть, что движет ими. Эти пять вопросов ведут к действиям. Они помогут читателям сфокусироваться на том, почему на работе они делают то, что делают, и понять как это можно делать лучше. Созданная для современных занятых профессионалов, эта краткая, понятная и доступная книга, безусловно, вызовет воодушевленные дискуссии и послужит импульсом к действиям в любой организации, что повлечет позитивные перемены и достижение новых высот совершенства, помогая всем людям в компании составить четкое видение своего будущего и будущего организации.
Принято считать, что на простые вопросы ответить труднее всего. Но почему? Разве не логично было бы предположить, что на простые вопросы и отвечать должно быть легко? Нет. В простых вопросах может быть скрыта глубина, и чтобы ответить на них, придется дать себе строгую, честную и, возможно, нелестную оценку. Это будет плохой услугой для нашей организации — будь она коммерческой, некоммерческой или государственной, для наших потребителей и нас самих, если мы не зададим эти пять простых, но глубоких и важных вопросов, которые впервые сформулировал Питер Друкер.
Как он писал в первом издании книги «Пять важнейших вопросов о некоммерческой организации»: «Самый важный аспект инструмента самооценки — это вопросы, которые он ставит перед нами. Ответы важны, они необходимы, потому что вам нужно действовать. Но гораздо важнее задать эти вопросы». Более пятнадцати лет назад институт «От лидера к лидеру»* начал свой путь. Тогда он назывался Фонд управления некоммерческими организациями Питера Ф. Друкера, миссия которого заключалась в том, чтобы помочь организациям социальной сферы достичь высокого уровня эффективности и выработать ответственную гражданскую позицию. Первый и самый насущный вопрос, который мы услышали от своих потребителей, как только приступили к работе, был таким: «Вы говорите, что мы должны стать высокоэффективными, но как нам этого добиться?». Так началось наше совместное с потребителями и партнерами путешествие по пути развития стратегических инструментов самооценки организации.
Добровольцы-энтузиасты, члены нашего коллектива, многочисленные помощники, среди которых были и организации, проделали превосходную совместную работу по созданию, проверке, публикации и распространению первого издания книги «Пять важнейших вопросов». Однако ее фундаментом была философия менеджмента Питера Ф. Друкера. Мы уверены, что, если бы Питер Друкер был сегодня с вами и вашей организацией, он задал бы вам те же вопросы, которые сформулировал более пятнадцати лет назад:
1. В чем наша миссия?
2. Кто наш потребитель?
3. Что ценит потребитель?
4. Каковы наши результаты?
5. Каков наш план?
Эти пять простых и в то же время сложных и насущных вопросов сегодня столь же актуальны и важны, как и раньше. Эти вопросы — непревзойденное средство самооценки и, несмотря на то, что они были разработаны для использования в организациях социальной сферы, к ним может обратиться практически любая современная организация. Эта книга предназначена для стратегической самооценки организаций, а не для оценки программ или личной эффективности.
В чем наша миссия? Этот вопрос касается основы существования организации — ее цели, а не методов ее работы. Миссия — источник вдохновения; миссия — это то, чем, по вашему мнению, должна запомниться ваша организация. Этот вопрос ведет вас через оценку успешности вашей работы к созданию поддающегося измерению, ориентированного на результат стратегического плана, направленного на выполнение миссии и достижение целей организации, вдохновленных вашим видением будущего. В конечном счете, выгоду, которую несет в себе этот несложный, в общем, процесс, получают люди, или потребители, взаимодействующие с вашей организацией и теми, кто подобно вам принял мужественное решение заглянуть внутрь себя и своей организации, определить сильные стороны, выявить проблемы, шагнуть навстречу переменам, поддержать инновации, прислушаться к мнению потребителей, смотреть вперед, чтобы выбирать направление движения организации и находить новые возможности, поощрять смелые планы и стремиться к измеримым результатам. Эта модель самооценки является гибкой и легко регулируемой. Следуйте ей, когда присутствуете на совете директоров или находитесь в офисе топ-менеджера. Используйте его в любом секторе — государственном, частном или социальном. Размер организации не имеет значения, будь то транснациональная корпорация, входящая в список Fortune 500, или небольшое начинающее предприятие, крупное национальное правительственное учреждение или организация, обслуживающая ваш городок или регион, многомиллионный некоммерческий фонд или приют для бездомных с бюджетом в 100 тыс. долл. Имеет значение лишь преданность будущему, преданность потребителю, преданность миссии и преданность процессу. Самопознание — это требующее мужества путешествие внутрь себя, которое придает организации и ее лидерам энергию и отвагу, необходимые для роста.
Пятнадцать лет назад метод «Пять важнейших вопросов» был эффективным, важным и необходимым инструментом для организаций, взявших курс на повышение конкурентности и жизнеспособности, организаций будущего. Питер Друкер, а затем и основанный им Фонд разработали и пустили в обиход инструмент самооценки, идеально подходящий для того момента, прекрасно вписывающийся в контекст времени — начало 90-х.
В наши дни, в процессе подготовки новой редакции этого важного инструмента, мы также приняли во внимание контекст времени. Обратившись к нынешнему десятилетию, мы пришли к заключению, что, несмотря на новый контекст и смену декораций, «Пять важнейших вопросов» все еще остаются необходимым, релевантным средством, отвечающим потребностям сегодняшних руководителей и организаций. В наши дни, как и прежде, отец современного менеджмента указывает нам дорогу в будущее.
Мы очень признательны людям, внесшим свой щедрый вклад в этот проект. Это пять наиболее уважаемых и почитаемых идейных лидеров нашего времени:
Джим Коллинз, рассказавший, как миссия организации отражает внутреннее противоречие между стремлением к постоянству и необходимостью перемен, и что организации, особенно успешно приспосабливающиеся к переменам, знают не только то, что нужно менять, но и что менять не следует;
Филип Котлер, который убеждает нас, что необходимо ясно понимать, кто наши целевые потребители, а затем стараться максимально угодить им, вместо того, чтобы пытаться угождать всем подряд;
Джим Кузес, который предполагает, что все, что делают выдающиеся лидеры, связано с созданием ценности для потребителей;
Джудит Родин, полагающая, что ни один план нельзя считать полноценным или удовлетворительным, пока он не принесет предсказуемые результаты, а также если он не содержит механизмы, позволяющие вносить коррективы на основании промежуточных результатов.
В. Кастури Ранган, который описывает, что делает план хорошим, и говорит о важности мониторинга выполнения плана и необходимости завершения цикла обратной связи перед переходом на следующую стадию планирования.
Вклад этих людей станет для вас источником вдохновения и просвещения, и мы надеемся, что вы вместе с нами будете благодарны им за то, что они поделились своим опытом, своей мудростью и интеллектуальной энергией. Изначально «Пять важнейших вопросов» — это плод познания Питера Друкера. Мы снова хотим разделить его с вами, обогатив идеями еще пяти выдающихся людей. Мы выражаем глубокую благодарность своим читателям и единомышленникам, вместе с нами идущим по пути самопознания организации.
Франсес Хессельбейн, глава и президент-основатель института «От лидера к лидеру», Нью-Йорк
Автор: Питер Ф. Друкер, а также Джим Коллинз, Филип Котлер, Джеймс Кузес, Джудит Родин, В. Кастури Ранган и Франсес Хессельбейн