Фрагмент из книги: "Nokia: секреты самой быстро растущей компании в мире". Фокус или выбор правильного направления бизнеса
«Фокус» — наверное, самое затертое слово в деловом жаргоне. Говорить о правильном выборе основного направления деятельности кажется совсем просто, но реализовать добрые намерения на практике довольно сложно. Вплоть до начала 1990-х о выборе основного направления бизнеса в Nokia не шло и речи, а ведь история компании уходит корнями в 1865 год, когда на юго-востоке Финляндии зародилась лесопромышленная индустрия. Позднее, в 1898-м и в 1912-м, начали свою деятельность две независимые компании — по производству резины и кабеля. Постепенно управление этими тремя компаниями сосредоточилось в руках одной небольшой группы.
Окончательное слияние произошло в 1967 году и закончилось созданием весьма громоздкого конгломерата, известного нам сегодня как корпорация Nokia.
Впрочем, даже тогда было трудно понять, чем все-таки занимается корпорация, поскольку в семидесятые годы в ее деятельности возникло еще несколько направлений: производство пластмасс, позднее — металлов и изготовление вентиляционных систем.
Затем, в 1982 году, Nokia присоединила к себе компанию Finnish Chemicals. В общем, корпорация представляла собой типичный ворох никак не связанных между собой бизнесов.
Семена той компании Nokia, которую мы все знаем, были посеяны только в 1980-х, когда продолжавшая расширяться корпорация сделала еще несколько приобретений, усилив свои позиции на новом рынке телекоммуникаций и бытовой техники. В 1988 году Nokia купила подразделение компании Ericsson, которое занималось базами данных. Эта сделка неожиданно привела к тому, что Nokia стала крупнейшей в Скандинавии компанией в сфере информационных технологий.
В 1990 году Йорма Оллила, нынешний председатель совета директоров Nokia, был назначен руководителем отделения, которое должно было заниматься производством и продажей мобильных телефонов.
Если верить интервью, данному им журналу Fortune, Оллила очень быстро оценил перспективы этого бизнеса: «Мое начальство сказало мне буквально следующее: „Мы даем тебе шесть месяцев, чтобы определить, что нам делать с этим бизнесом — продать его или что-нибудь еще“. Через четыре месяца я сказал им: „Нам ни в коем случае не следует продавать его“».
Страстная убежденность Оллилы в перспективности развития именно этого направления бизнеса вскоре получила подтверждение, причем при довольно драматических обстоятельствах. В начале 1990-х, когда из-за глобального спада производства конгломерат был близок к банкротству, двумя его главными «подпорками» оказались именно департаменты телекоммуникаций и мобильной связи. В 1992 году Оллила стал председателем совета директоров — и начались перемены.
В первый же год своего правления Оллила объявил, что главным направлением деятельности компании отныне становятся мобильные телефоны и телекоммуникации. Что еще важнее, он отозвал средства из утративших приоритет направлений. Словом, компания сфокусировалась на одних видах деятельности за счет других. Каков же был результат? За 1988 - 2000 годы деятельность компании, связанная с мобильной связью и телекоммуникациями, расширилась от 10 процентов продаж до размеров всего бизнеса. Решение Оллила оказалось пророческим. Именно оно позволило компании подняться на гребне волны и обойти конкурентов.
Подняться на гребне волны и обойти конкурентов
Феноменально возросший спрос на мобильные телефоны привел к тому, что продажи компании с 1995 до 1999 гг. возросли в три раза, прибыли — почти в пять раз, астоимость акций подскочила невероятно — в 25 раз за акцию.
Но в отличие от многих находящихся в процессе активного развития компаний Nokia выплачивает хорошие дивиденды (они также возросли примерно в шесть раз), вместо того чтобы просто обещать их выплату в будущем.
Как объединить лидерство и храбрость, чтобы достичь идеального видения пути развития бизнеса
Если вы понимаете, что в Nokia подразумевают под лидерством— значит, вы обнаружили главную движущую силу ее бизнеса. Принцип лидерства с точки зрения Nokia — это гораздо больше, чем просто стремление занять ведущие позиции на рынке или авторитарный стиль руководства компанией. Сотрудники Nokia хотят вести в игре на каждом этапе работы. Они добиваются этого, четко ставя цели и тут же вырабатывая конкретные методы их достижения, а затем идут на риск, если ситуация того требует.
В Nokia это сочетание лидерства и готовности пойти на риск создает эффект безупречного видения. Нам представляется, что этот принцип пригодился бы любой другой компании.
Слово «лидерство» употребляется в Nokia чаще всего. Разумеется, Nokia желает лидировать на рынке. Но, возразите вы, какая компания этого не хочет? Поэтому, когда мы заводим речь о лидерстве относительно Nokia, разговор идет немного о другом. Понять, что это «другое», значит найти основную движущую силу Nokia.
Лидерство в Nokia означает лидерство широкого круга людей, лично заинтересованных в процветании бизнеса компании. Сюда входят не только ее служащие, но и держатели акций, поставщики, рабочие и последними — но определенно не по значению — покупатели. По всем своим признакам и целям это типичная демократическая модель устройства компании, столь любимая в организациях наподобие Tomorrow’s Company.
Критики скажут, что демократическая модель — это не более чем оторванный от жизни идеал, и кое в чем они будут правы. Эта модель не нова, и ни один служащий Nokia не осмелится заявить, что она — изобретение их компании. Тем не менее, пока другие организации играют в демократию и пытаются вызвать у каждого служащего личную заинтересованность в результатах его труда, Nokia — единственная компания, которая успешно применяет демократическую модель на практике.
Чтобы найти этому объяснение, давайте посмотрим, как сформировалось в Nokia нынешнее представление о лидерстве.
Корни принципа «лидерство—храбрость» в Nokia
Что для вас символизируют 80-е годы? Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер, Новые Романтики и стильные молодые люди, разговаривающие на улице по мобильному телефону величиной с кирпич.
Далее мы перемещаемся в 1990-е. И что видим там? Клинтон и Блэр, стиль гранж и аккуратные, миниатюрные мобильные телефоны. Политики и кинозвезды только-только вступают в новое столетие, а мобильные телефоны становятся все меньше, получают доступ в Интернет (WAP), приобретают разнообразные формы, цвета и мелодии звонков (одни более раздражающие, другие менее). Эволюция мобильных телефонов поразительна. Это отличный продукт, самой природой созданный, чтобы угодить всем вкусам.
Автор: Мерриден Т.