Бухгалтерский учет
Все организации, ведущие деятельность на территории России, должны организовать ведение полного бухгалтерского отчета. Такие обязанности прописаны в законодательных актах страны. Бухгалтерский учет — сгруппированный постоянный сбор информации, ее фиксация и последующая обработка. В нем приводятся бухгалтерские данные, производимые хозяйственным субъектом при осуществлении деятельности, обязательства и сведения об организации. Компания ведет бухучет с даты регистрации до прекращения существования в результате реорганизации или ликвидации.
Нормативно-правовое регулирование
Ведение бухгалтерской отчетности в России регулируется такими нормативно-правовыми актами:
- законами, один из главных — Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ);
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ;
- приказами Министерства финансов России;
- положениями по бухучету (далее — ПБУ), которые утверждаются приказами Минфина.
В перечень нормативно-правовых актов входят и иные документы. Правительство РФ осуществляет общее методологическое руководство бухучетом. Сейчас ведется политика, направленная на сближение национальных правил с международными стандартами финансовой отчетности.
Исходя из положений законодательства РФ бухучет рассматривается как целостный процесс, а не система.
Что относится к объектам бухучета?
К объектам бухучета относят:
- имущество фирмы;
- обязательства организации;
- доходы от деятельности;
- сопутствующие расходы;
- источники финансирования;
- активы юрлица;
Относятся к этой категории также другие объекты при условии, что они указаны федеральными стандартами.
Какие задачи выполняет бухучет?
Главная задача учета — сформировать достоверную и точную информацию, представить бухгалтерскую отчетность. В ней должны содержаться сведения о деятельности юридического лица, его имуществе. Бухотчетность нужна внутренним (директора компании, собственники имущества фирмы, учредители) и внешним (кредитодатели, инвесторы) пользователям. На основании этого можно:
- предотвратить плохие результаты хоздеятельности компании;
- определить резервы внутри фирмы, которые обеспечат финансовую устойчивость;
- следить за соблюдением законодательства при ведении хозяйственной деятельности;
- просчитать, целесообразно ли проводить хозоперацию;
- контролировать движение, расход финансов;
- отслеживать использование ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
- проверять, соответствует ли деятельность утвержденной документации (сметам, нормативам).
Те компании, предприятия, которые самостоятельно организуют ведение бухотчета, определяют организационную форму и методику бухгалтерской деятельности на основании действующих правил. При этом они соблюдают принятые методологические принципы, разрабатывают свой внутренний производственный контроль, учет и отчетность, с помощью которых достигают поставленных целей.
Какие методы используются?
Для реализации целей и задач бухгалтерского учета используются разные способы, приемы, формирующие методологию, основные элементы которой:
- документирование — свидетельство, подтверждающее совершение хозоперации, наделяет юридической силой сведения;
- оценка — отражает размер денежных средств;
- счета — группировка и отражение операции, имущество, обязательства;
- двойная запись — отражение хозопераций на счетах (по дебиту и кредиту);
- инвентаризация — контроль имущества, находящегося на балансе;
- калькулирование — расчет себестоимости товаров, услуг;
- баланс — источник экономической информации на конкретную дату;
- отчетность — отражение показателей учета, которые составляются в виде таблиц, показывающих финансовое положение.
Реализуются цели бухгалтерского учета на основе принципов, например: автономности, объективности, осмотрительности, периодичности, конфиденциальности, денежного измерения и др.
В каком порядке ведется бухучет?
Порядок ведения бухотчетности в общем виде следующий:
- Как только фирма начинает деятельность, она составляет учетную политику. На этом этапе нужно утвердить рабочий план счетов, регистры, выбрать формы первичной документации (используются утвержденные законодательством или разрабатываются самостоятельно).
- Каждая проведенная субъектом хозяйственной деятельности операция фиксируется в первичном документе.
- Информацию, внесенную в первичные документы, нужно вовремя зарегистрировать в бухучете.
- По каждой хозоперации составляется бухгалтерская проводка.
- В конце месяца подводят итоги. Для этого вычисляют обороты, сальдо. Некоторые счета могут закрываться, составляют оборотно-сальдовые ведомости.
- В завершение года также закрывают ненужные счета, остатки выводят.
От этой схемы не отклоняются, повторяя действия на протяжении календарного года. По результатам года составляется годовая финотчетность. Перед ее составлением компания должна сделать инвентаризацию.
В финотчетности должны содержаться достоверные сведения, чтобы отражалось реальное состояние дел в организации. В ее состав, как правило, включаются:
- отчеты о финансовых результатах;
- баланс;
- приложения.
Формы бухгалтерского учета утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Электронную копию годовой бухотчетности следует передать в ИФНС до 31 марта года, который следует после отчетного.
Как организовать бухгалтерский учет?
По законодательству вести бухгалтерский учет, а также обеспечить хранение документации должен руководитель компании. Это указано в части 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Он возлагает эту обязанность на главного бухгалтера, другое должностное лицо фирмы. Еще один вариант — заключить договор на оказание соответствующих услуг со сторонней организацией или частным лицом.
Если фирма решила воспользоваться услугами сторонней организации или частника, важно знать, с кем можно оформлять его. Требования к физическому лицу прописаны в пунктах 4 и 6 статьи 7 Закона № 402-ФЗ:
- обязательно наличие высшего образования;
- если есть профильное образование, должен быть опыт работы с бухучетом или в аудиторской деятельности, составлению бухотчетности не меньше 3 лет за последние 5 календарных лет; если соответствующего образования нет, стаж должен составлять не меньше 5 лет из последних 7 календарных лет;
- отсутствие судимости за преступления в экономической сфере.
Когда договор на ведение бухгалтерии заключается с компанией, нужно, чтобы хоть один сотрудник отвечал перечисленным требованиям.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Есть случаи, когда руководитель фирмы может возложить обязанности по ведению отчетности на себя. Такое возможно для организаций, применяющих упрощенные методы ведения бухгалтерской отчетности. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ к ним относятся:
- субъекты, относящиеся к малому предпринимательству;
- некоммерческие фирмы;
- компании — участники проекта «Сколково».
Однако не всем фирмам разрешено использовать упрощенные способы, даже при условии, что они подпадают под одну из перечисленных категорий. Запрет наложен на:
- компании, бухотчетность которых подлежит обязательному аудиту;
- некоммерческие фирмы, которые включены в реестр НКО, выполняющих обязанности иностранного агента;
- жилищно-строительные кооперативы, жилые комплексы;
- юридические консультации.
Простая форма ведения учета позволяет уменьшить план счетов, применят не все ПБУ, не вести регистры и пользоваться упрощенными формами.
Упрощенные способы могут применять компании, которые не производят большие объемы продукции и не вкладывают много средств. Подходит она и тем, кто проводит не больше 30 одинаковых хозопераций в месяц. Это указано в Типовых рекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н.
Все проводимые коммерческие операции записываются в книгу учета фактов хоздеятельности по дебету и кредиту в соответствии с финансовыми результатами, видами активов. В ведомость учета заработной платы вносится информация об оплате сотрудникам.
Автор: Лисицына Татьяна