Логистические процессы и операции в торговых сетях
В последнее время на продовольственном рынке России все большее значение получают торговые сети по продаже продовольственных товаров и товаров народного потребления. Доходность таких компаний с каждым годом увеличивается. Основной причиной этому является увеличение числа магазинов, введение мультиформатности, увеличение количества продаваемых товаров, входящих в торговую матрицу магазинов. Так же способствует привлечению клиентов и росту прибыли введение в ассортимент собственных торговых марок или частных марок. Но в этом списке достаточно большое значение занимает процессы оптимизации работы, связанные с доставкой товаров через собственные распределительные центры, в состав которых обычно входит несколько складов с различными режимами хранения товаров.
Стремление торговых сетей большую часть реализуемых через магазины товаров доставлять через распределительные центры (сейчас этот показатель находится в пределах 80%) ведет к снижению затрат связанных с приемом товара у поставщика, осуществлению сбора и комплектации, с дальнейшей доставкой собранных заказов в магазины. В этом случае при заказе больших партий одного или нескольких наименований товара поставщик предоставляет бонус, который в общей сложности может достигать 5% от стоимости сделанного заказа. Поставщики идут на такие уступки с целью уменьшения собственных издержек на внутрифирменную логистику, переложив бремя доставки на хорошо организованную логистику торговых сетей, которые сейчас имеют свой парк грузовых автомобилей, в хорошем техническом состоянии с высокими показателями технической готовности и выпуска.
Собственный парк автомобилей, чаще всего приобретенный по лизингу и имеющий гарантию, позволяет своевременно и качественно доставлять товары в магазины с наименьшими затратами. К тому же машины на склад возвращаются не пустые, а с оборотной тарой, а также осуществляется возврат на склад вторичного сырья, которое появляется в ходе подготовки товара к продаже и проведению выкладки на торговые полки. Эта мера позволяет сэкономить средства на оплату услуг муниципальных организации, осуществляющих вывоз мусора. К тому же все затраты, связанные с обработкой и утилизацией вторичного сырья покрываются доходами, полученными от продажи спрессованного картона и пленки. То, что не подлежит дальнейшей обработке прессуется в компакторной установке и вывозится на городские свалки.
Большое значение имеет организация и внедрение новых информационных систем учета движения товара. Сейчас получают большое распространение комплексное решение информационного обеспечения как складов, так и магазинов, примером такого решения является информационная система GOLD, которая охватывает как распределительный центр GOLD-Stock, так и все магазины сети GOLD-Central. Это позволяет отслеживать и контролировать все проводимые операции, проводя глубокий анализ всех аспектов, связанных с движением товара, начиная от приемки на складе, заканчивая выходом товара через кассу магазина. Детальный анализ консолидированных данных, представляет возможность получать данные в любом разрезе: склад – магазин, магазин – магазин, магазин – склад. Данный анализ позволяет увидеть слабые стороны, такие как не пользующиеся спросом товары, которые на протяжении длительного времени находятся без движения или определить уровень сервиса распределительного центра, что дает возможность вносить своевременные коррективы в работу соответствующих отделов торговой сети. Стабильная и устойчивая работа распределительного центра также напрямую зависит от работы и имеющихся функциональных возможностей информационной системы. Основными задачами которой является организация учета в системе адресного хранения и отбора товара с использованием радиотерминалов и голосового управления. Указанные возможности позволяют сократить время обработки заказов, печати отборочных листов и листов комплектовки, а также организовать печать комплекта товарно-транспортных документов на перевозку собранного рейса.
В распределительных центрах используются сложные логистические системы управления движением товаров, такие как последовательная, параллельная и последовательно – параллельная. Большое распространение получает система «точно в срок». Хотя данная система была разработана для уменьшения издержек и увеличения производительности в производстве автомобилей и является системой «выталкивающего» типа, ее можно с успехом применять и при движении товарных процессов в торговых сетях. Основной задачей данной системы является организация всех процессов, связанных с приемом товара, сбором, отгрузкой и доставкой заказанных товаров строго в установленное время в необходимое место.
То есть организация своевременного приема товара от поставщика в соответствии с согласованным и утвержденным графиком поставок и учетом уровня товарного запаса (резерва), осуществление оприходования и размещения принятых паллет с товаром в назначенные информационной системой ячейки хранения с дальнейшим перемещением товара в места отбора. При этом из хранения товар в отбор поступает на основание сроков принятия поставки, то есть в первую очередь задание на пополнение генерируется на тот паллет, который принят раньше, это необходимо чтобы не допустить появления брака в связи с истечением сроков реализации. Процесс пополнения осуществляется тогда, когда в ячейке отбора остается наименьшее количество товара, скорость отбора которого равна времени, которое необходимо затратить на генерацию задания, после чего оно поступает на радиотерминал, расположенные у водителя электроштабелера, и непосредственное физическое перемещение паллета с товаром из хранения в отбор. При такой системе пополнения к моменту постановки паллета из хранения в отборе должно оставаться не более нескольких тарных мест товара, закрепленных за ячейкой отбора.
При этом для уменьшения времени для сбора заказа и как следствие повышение производительности комплектовщиков, часто используется электротехника различных образцов, типа поводковой электротелеги или электротелеги с откидной площадкой. В независимости от используемого складского оборудования для транспортировки собираемых заказов, огромное значение имеет правильная организация дорожек отбора и последовательность размещения товара. Здесь необходимо учитывать как частоту оборота товара (система ABC), так и объемно весовые характеристики упаковки и товара в целом, с учетом их прочности, чтобы не допустить образования текущего брака при сборе заказов, так и появления транспортного брака при доставки товара в автомобили, учитывая тот факт, что дороги в отдельных регионах не соответствуют ГОСТам, тем самым наносят ущерб как автомобилю, так и перевозимому грузу. Правильное размещение товара на паллете позволяет снизить процент транспортного и текущего брака в процессе сбора и доставки товара. Достоинством использования специализированной информационной системы при формировании заказа, является возможность формирования партий для сбора таким образом, чтобы вес и высота собранного паллета не превышала установленных параметров.
Наибольшую сложность в работе склада представляет отбор продукции, которая должна храниться и собираться в специальных условиях, с соблюдением температурного режима и размещения относительно других групп товаров, отбор которой производится не по количеству, а по весу. Так же трудность вызывает сбор продукции, упакованной в тетропаках, которая чаще всего поступает в нестандартных тарных местах. Особенность такой тары накладывает значительные ограничения на размещения товара в очередности дорожки отбора. Это связано с тем, что большие по весу и объему тарные места могут быть достаточно хрупкими, поэтому их необходимо размещать так, чтобы не допускать их замятия.
Так как места погрузки автомобилей чаще всего не имеют систему поддержания установленной температуры для различных групп товаров, поэтому собранные заказы должны поступать на указанные заранее места к тому времени, которое обозначено для каждого рейса в плане отгрузки и обеспечивать своевременный контроль и загрузку. Невыполнение данного условия ведет к неудобству и задержке других рейсов, отсутствию свободного места на зоне отгрузки.
Своевременная загрузка непосредственно влияет на время доставки товара в магазин. Учитывая среднюю скорость движения по городу в часы пик 20 км/час, любая задержка приводит к срыву графика доставки, которая отражается на недополученной прибыли от непроданного товара в магазине, потому что временной интервал между получением товара в магазине и перемещением его в торговый зал занимает так же определенное время. Чаще всего данная проблема решается использованием специализированной подвижной тары, типа ролла и переводом магазина на методику отложенной приемки товара, данная мера приводит к уменьшению времени разгрузки и простоя автомобиля. В результате сотрудники магазина могут больше уделить внимания на качественную выкладку товара, так как есть возможность выкатывать роллы прямо в торговый зал к необходимому отделу.
Здесь большое значение имеет правильная организация заказа товара сотрудниками магазина, которые должны учитывать график доставки, средний сбыт и не допускать случаев отсутствия товара в торговом зале. Определенные ограничения на количество заказываемого товара накладывает небольшие подсобные помещения магазинов, находящихся в центре города, поэтому приходится резерв товарного запаса хранить в торговом зале или он вообще отсутствует. В таких случаях большое значение имеет профессионализм персонала магазина и непосредственно его руководителя, а так же правильное использование и настройка параметров программы, осуществляющей заказ товара. В этом процессе огромное значение имеет своевременная и правильная корректировка товарных остатков, которая достигается путем учета и своевременного списания товара, пришедшего в непригодное для дальнейшей реализации состояние, а так же не стоит забывать о возможном воровстве покупателей.
В результате изложенного представляется возможным сделать следующие выводы: организация логистики в торговой сети является сложным и многогранным процессом, требующим от всех отделов и сотрудников компании неукоснительного выполнения временных нормативов с соблюдением заданных параметров. В условиях сильнейшей конкуренции на рынке продовольственных товаров развиваться, увеличивать товарооборот и рентабельность смогут только те торговые сети, которые используют в своей работе новейшие разработки, как в информационных системах, так и в использовании и модернизации методов работы других успешных производств. Практическое использование научных разработок в сфере управления и организации логистических процессов позволит снизить издержки, привлечь покупателей в магазины и как следствие увеличить показатели доходности в целом.
Таким образом торговая сеть продуктовых магазинов представляет собой развитую логистическую систему со своим распределительным центром с совокупностью складов, где осуществляется логистическая обработка поступающей от поставщиков продукции. В свою очередь распределительный центр по существу является логистической центральной структурой, поскольку управляет процессами товародвижения от поставщиков до конечных потребителей – покупателей. Именно поэтому сетевая торговля представляет собой объект приложения принципов и методов логистики.
Автор: Л. Делюкин
Отдел закупок: создание и управление | ||
15-16 ноября 24 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Распределительная логистика. Сбытовая логистика. Построение дистрибуции | ||
29-30 ноября 24 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Отдел закупок: создание и управление | ||
13-14 декабря 24 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Распределительная логистика. Сбытовая логистика. Построение дистрибуции | ||
25-26 декабря 24 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Отдел закупок: создание и управление | ||
17-18 января 25 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Распределительная логистика. Сбытовая логистика. Построение дистрибуции | ||
20-21 января 25 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Отдел закупок: создание и управление | ||
10-11 марта 25 года | 39 900 руб. | Подробнее |
Распределительная логистика. Сбытовая логистика. Построение дистрибуции | ||
10-11 марта 25 года | 39 900 руб. | Подробнее |